Сейчас, когда вот-вот начнется показ последнего сезона сериала «Игра престолов» телеканала HBO, большинство фанатов, я уверен, лелеют надежду, что для оставшихся персонажей Вестероса все кончится хорошо.

Отчасти я и сам на это надеюсь. Но другая часть моей личности — исследователь, который изучает влияние индустрии развлечений на политику, — выступает за то, чтобы в последнем сезоне творилась такая же чудовищная несправедливость, как и в первом. Она хочет, чтобы белые ходоки наводнили Север, убили Джона Сноу и Дейнерис, или чтобы после их победы над армией мертвецов этих героев предала Серсея, убирая с дороги своих конкурентов за Железный трон.

Исследование, которое я недавно провел со своими студентами на материале «Игры престолов», подкрепило мои мысли о плохих концовках, показав, что на телевидении и в кино их должно быть больше.

Люди предпочитают истории с хорошим концом. Поэтому большинство сюжетов, рассчитанных на массовую аудиторию — будь то книги, фильмы или телесериалы, — обычно заканчиваются тем, что главный герой получает награду за хорошие поступки.

И у всех этих хэппи-эндов есть политические последствия, по крайней мере, по мнению одного исследователя.

Маркус Эппел (Markus Appel), специалист по коммуникативной психологии, показал в своем исследовании 2007 года, что чем более фантастические истории смотрят люди, тем вероятнее, что они считают мир справедливым.

Какое же это имеет отношение к политике? Что ж, если человек верит в справедливость мира, он склонен полагать, что с хорошими людьми случается только хорошее, а плохие получают по заслугам.

Создатели «Игры престолов» объяснились за стакан кофе в кадре

В новой серии фэнтези-саги заметили киноляп

Фанаты «Игры престолов» заметили, что в новой серии сериала в кадр попал картонный стакан с напитком из кофейни Starbucks. Реквизит появился в четвертом эпизоде восьмого сезона фэнтези-шоу. Стакан стоял на столе рядом с героиней Эмилии Кларк — Дейнерис Таргариен.

Посмотреть изображение в Твиттере

Американский телеканал HBO, выпускающий сериал «Игра престолов», объяснил причину появления в кадре стакана из кофейни. Об этом сообщает издание NY Post. Представитель HBO попытался свести киноляп к шутке:

Латте в одном из эпизодов появился по ошибке. На самом деле Дейнерис заказывала травяной чай.

Исполнительный продюсер Бернадетт Колфилд в интервью радиостанции WNYC также прокомментировала скандальные кадры. «Как вы знаете, Вестерос был первым местом, где появились кофейни Starbucks», — иронизировала Колфилд. По ее словам, такие «проколы» — редкость для проекта, завоевавшего статуэтку «Эмми» как лучший драматический сериал, так как реквизиторы и декораторы работают «на 1000%». Она добавила:

Если это самое худшее, что они нашли в сериале, то мы явно в хорошей форме.

Сериал «Игра престолов» выходит на канале HBO c 2011 года, он основан на романах Джорджа Р.Р. Мартина. В шоу, помимо Кларк, снялись Софи Тернер, Мэйси Уильямс, Питер Динклэйдж, Николай Костер-Вальдау, Гвендолин Кристи, Кит Харингтон и другие. Показ финального сезона стартовал в апреле 2019-го.

В результате такая картина мира влияет на то, какую политику он поддерживает. Например, тот, кто верит в справедливость мира, скорее всего будет считать, что бедняки заслужили быть бедными. Неудивительно, что носители такого мировоззрения менее охотно поддерживают программы по борьбе с бедностью и инициативы по восстановлению социальной справедливости. Также подобные взгляды обычно ассоциируютс негативным отношением к бедняками и авторитарной идеологией.

Вера в то, что мир справедлив, похоже, является психологической защитной реакцией на дискомфорт, который возникает у человека, если он сталкивается с жертвами насилия, преступности, экономических кризисов и войн. Вместо того, чтобы подтолкнуть человека к тому, чтобы справиться со сложными переживаниями, вызванными встречей с подобными случаями, эти представления работают как щит: зачем тратить нервы и силы на этих людей, если они заслуживают то, что получили?

В 2011 году, когда впервые вышла «Игра престолов», она не была похожа на другие сериалы.

Она не просто отошла от типичного сюжета, в котором протагонисты получают вознаграждение за хорошие поступки. Она зашла очень далеко в противоположном направлении, посадив зрителя на строгую диету бесконечной жестокости и несправедливости.

По мере развития сюжета молодой король-кровопийца обезглавил главного героя; безоружных гостей вырезали на свадьбе; юных девушек выдавали замуж без их согласия, а потом насиловали. Сериал учил зрителя не слишком привязываться к героям, ведь каждого из них мог ждать жестокий и несправедливый конец.

Мне стало интересно понять: если, согласно исследованию Эппела, фантастический нарратив со счастливым концом усиливал веру в справедливый мир, мог ли просмотр «Игр престолов», где царила несправедливость, дать обратный эффект и уменьшить тенденцию публики верить в справедливость мира?

Вместе со своими студентами мы начали работу над тем, как можно выявить этот эффект. В течение двух семестров мы разработали опросник и провели эксперимент, а затем я провел еще один эксперимент.

Для опроса и участия в эксперименте мы набрали участников через социальные сети. Я