Сегодня 7 мая Радоница-Родительский день. Что нужно делать

Что можно и что нельзя делать в этот день

После Пасхи весь христианский мир отмечает ряд праздников, связанных с Воскресением Христовым. Среди них стоит выделить Радоницу, которую также называют Родительским днем. В 2019 году Радоница выпадает на 7 мая. Это день, когда каждый верующий может разделить радость от Воскресения со своими покойными предками.

В этот день следует посетить могилы усопших родных и близких, но при этом необходимо не грустить, а с лучшими чувствами вспомнить все светлые моменты, связанные с ушедшими любимыми людьми.

Почему на Радоницу ходят на кладбище

Истоки праздника уходят в далекие языческие времена. Очевидно, что в Восточной Европе большинство племен верили в потусторонний мир, в котором продолжается жизнь. А вернуться в мир живых можно было только в некоторые дни. Этот обряд называется тризной. Подношением усопшим родственникам было вино, которое наливали в землю ради праздничной трапезы и получения благосклонности.

Несмотря на то, что церковь пыталась искоренить давление язычества, большая часть обрядов и традиций сохранились. В целом, Родительский день не относят к православным праздникам, и он отсутствует в церковном уставе, не выделяясь какой-либо службой. В то же время традиция почитать память предков закрепилась, поэтому чтение заупокойной проводится почти по всей стране в церквях. Церковь просто не одобряет многие народные приметы поминовения умерших, особенно по части алкогольного возлияния, так как это больше языческие обычаи.

Радоница: что нельзя и что можно делать

Если идете на кладбище, возьмите с собой и зажгите свечу, прочитайте молитву. В этот день обычно убирают могилки, поминают усопших в полном молчании. Периодически люди приглашают священника, кушать и пить не позволено, но можно оставить рюмочку водки и кусок хлеба, хотя еду рекомендуется отдать нищим.

Согласно верованиям, душа нуждается в молитвах, ведь сама не в силах это сделать. Перед тем, как посетить кладбище, следует подать записку для поминания умершего, после отслужить панихиду. Особое место имеет молитва, в которой принимается Святое Причастие.

На Радоницу можно работать, если в этом есть острая необходимость, хотя не стоит преуменьшать значимость дня. Следует выделить немного времени, чтобы помолиться и сходить в церковь. Если это сложно сделать в установленную дату, можно перенести посещение на другое время.

Позволено даже выходить замуж, регистрировать брак, устраивать посиделки с друзьями, семьей, ведь это не постный день.

О проведении любого таинства немаловажно договариваться предварительно, с целью предупредить священника в храме.

Приметы на Радоницу

Практически все большие праздники в народе связаны с различными приметами, и Радоница не является исключением. Конечно, большинство из них уже забылись, но некоторые сохранились и до наших дней.

Например, в Родительский день особенно тщательно следили за погодой и очень ждали дождя. Существовал даже специальный обряд, по которому дети зазывали дождик. Больше всех осадков ждали девушки и женщины: они умывались дождевой водой, веря, что это сохранит их красоту и молодость на долгие годы. Ну а для селян дождь означал, что год будет очень удачным и удастся собрать большой урожай.

Чтобы урожай был богатым, люди избегали любой тяжелой работы, особенно той, которая связана с полем и огородом.

Также хорошей приметой считалось, если на Радоницу устанавливалась хорошая погода. Наши предки верили, что тепло посылают им усопшие родные, желая всего наилучшего.

Сегодня далеко не каждый верит в приметы и соблюдает древние обряды, предпочитая отмечать Радоницу по-своему. Но в этот день главное даже не следовать всем правилам, а просто прийти на могилу к своим родным, вспомнить их с радостью в душе и помолиться за них.

Что приготовить на Радоницу

Родительский день обозначают Пасхой мертвых, по такой причине некоторые традиции повторяют актуальные для Светлого Воскресенья. Крайне важное блюдо – крашеные яйца. Лучше остановиться на темных тонах, их можно получить благодаря травам и овощам. Сегодня традиция постепенно меняется, используются природные красители, которые дают не особо яркие цвета.

Второе важное блюдо – кутья, это каша из разных круп, в которую добавляют изюм, мед, и прочие компоненты. В итоге получается сладкая каша, ее распределяют по небольшим тарелкам. Собираясь за обедом, вся семья берет по ложечке кутьи, притом именно ложкой, так как использование вилок неприемлемо. Каша не может служить закуской к алкогольным напиткам, это строго запрещено.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Радоница – это день, когда православные посещают кладбища и поминают усопших. В 2019 году Родительский день (второе название Радоницы) выпадает на 7 мая. У этого праздника есть глубокий смысл и интересная история. О том, как себя вести на кладбище в Родительский день, а также о том, как правильно поминать усопших, – в материале

1
Радоницу на Руси праздновали задолго до христианства?

Праздник Радоница имеет языческие корни, он появился задолго до крещения Руси и носил название Радуница. Наши предки верили в существование загробного мира, но не разделяли его на ад и рай. Они считали, что все умершие естественной смертью попадают в другой мир – Ирий. По поверьям, Ирий находился на юге, жизнь там почти не отличалась от привычной, но вернуться домой покойник не мог. Лишь несколько дней в году врата в живой мир были открыты для его души, часть из них приходилась на весну. В честь этого события предки устраивали тризны – поминальные обеды с играми, песнями и хороводами. В душах умерших они видели всемогущих духов, которые могут послать обильный урожай или, напротив, устроить засуху, землетрясение. Поэтому покойника всячески задабривали.

Одна из традиций задабривания сохранилась и по сей день: на кладбища до сих пор носят угощения и стаканчики с водкой, не задумываясь об истинном смысле этого ритуала и не зная о том, что он противоречит христианскому учению.

2
Чем отличается христианская Радоница?

Христианская Радоница тоже посвящена поминовению усопших, но празднуют ее совсем иначе. Своим происхождением христианская Радоница обязана церковному правилу, согласно которому поминать усопших во время Светлой седмицы (недели после Пасхи) нельзя. Восемь дней христиане должны радоваться воскрешению Христа, а на девятый день разрешено посещение кладбища: верующие приходят на могилы с радостной вестью и поминают родных.

Многие исследователи считают, что христианство наполнило языческую Радоницу новым смыслом, так как искоренить народные традиции не получилось. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, верующие отмечают Радоницу, потому что «Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…».

3
Как правильно поминать усопших в Радоницу?

Церковь считает, что главное в поминовении усопшего – искренняя молитва за него. Будь то на кладбище или в храме. Традиционная тризна (еда, которой принято поминать), а тем более алкоголь, на кладбище неуместны.

В христианской традиции Радоницу отмечают так: приходят в храм, где в этот день совершаются заупокойные литургии, и подают записку об упокоении. После молитвы в храме верующие направляются на кладбища, где зажигают свечу и продолжают усиленно молиться. Допускается пригласить на могилу священника, который совершит чин литии.

После молитвы можно прибрать на могиле и просто посидеть рядом, вспоминая покойного.

4
Что нельзя делать на кладбище в Родительский день?

Истинные верующие не должны в Родительский день пить алкогольные напитки, а также лить их на могилу. В Радоницу нельзя устраивать застолье на кладбище.

«Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм – этим оскорбляется память мертвого, – рассказали в Алтайской митрополии. – Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному».

Нельзя горевать и плакать. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – говорил святитель Иоанн Златоуст.

Смысл по­хо­да на клад­би­ще, ― это, преж­де все­го, мо­лит­ва

Ещё бо­лее важ­но – прий­ти в этот день в цер­ковь на служ­бу и по­мо­лить­ся об усоп­ших. Да­же в неболь­ших при­ход­ских хра­мах бо­го­слу­же­ния все рав­но со­вер­ша­ют­ся – пусть да­же и не Ли­тур­гии, а толь­ко па­ни­хи­ды. А при­дя в Ра­до­ни­цу на клад­би­ще (втор­ник вто­рой сед­ми­цы по­сле Пас­хи), на мо­ги­лы близ­ких, не сле­ду­ет де­лать то­го, что оскорб­ля­ет их па­мять, да и Са­мо­го Бо­га.

На­при­мер, сей­час тра­ди­ци­он­ным «ат­ри­бу­том» по­ми­но­ве­ния ста­ло рас­пи­ва­ние на мо­ги­лах ал­ко­голь­ных на­пит­ков. Это нон­сенс, та­ко­го быть не долж­но. На­став­ле­ние рю­мок, вы­ли­ва­ние вод­ки в мо­ги­лу, по боль­шо­му сче­ту, ― яв­ное от­вер­же­ние Еван­гель­ских норм. Ведь ска­за­но, что Цар­ство Бо­жие ― это не пи­ща и пи­тие (Рим.14:17). По­лу­ча­ет­ся, на­ми ру­ко­во­дит ти­пич­ное язы­че­ское пред­став­ле­ние о том, что по­кой­ник дол­жен есть и пить.

С дру­гой сто­ро­ны, без­от­каз­но «сра­ба­ты­ва­ет» яв­но нехри­сти­ан­ское по­ня­тие о том, что ес­ли мы тут пьем, едим и ве­се­лим­ся, зна­чит, и по­кой­ни­ку «там» хо­ро­шо. Как не по­смот­реть, язы­че­ство, да и толь­ко.

А ведь глав­ное на Ра­до­ни­цу ― это по­мя­нуть, то есть, по­мо­лить­ся о по­чив­ших, а не на­сы­тить­ся и упить­ся. Пьян­ствуя же, мы сви­де­тель­ству­ем о том, как не лю­бим на­ших усоп­ших.

По­ми­ная усоп­ших, луч­ше сде­лать все пра­виль­но – по-Еван­гель­ски

На­вер­ня­ка каж­дый зна­ет, где непо­да­ле­ку жи­вет ста­ру­ха, для ко­то­рой бу­хан­ка бе­ло­го хле­ба ― уже ла­ком­ство, по­то­му что она не в со­сто­я­нии его се­бе ку­пить. Где-то жи­вут вдо­вы, си­ро­ты, ин­ва­ли­ды… Пой­ти в этот день к ним, при­не­сти им что-то по­ку­шать, убрать у них до­ма ― эти де­ла ми­ло­сер­дия при­не­сут и нам са­мим, и ду­шам на­ших усоп­ших род­ных го­раз­до боль­ше поль­зы, неже­ли соб­ствен­но тур­по­ход на клад­би­ще.

Ведь по­мо­лить­ся об усоп­ших мож­но в лю­бом ме­сте, в лю­бое удоб­ное вре­мя – а уж осо­бен­но в хра­ме Бо­жи­ем. Но сде­лать доб­рое де­ло и по­про­сить, чтобы по­мо­ли­лись об упо­ко­е­нии ра­ба Бо­жье­го имя­рек ― вот са­мое луч­шее про­ве­де­ние Ра­до­ни­цы.

Итак, смысл тра­пезы ― это ми­ло­сты­ня, наш по­ход на клад­би­ще ― для мо­лит­вы. А у нас по­лу­ча­ет­ся, что та­кие «по­хо­ды» пре­вра­ти­лись в бес­смыс­лен­ную тра­ди­цию, ко­гда не все по­ни­ма­ют ее смыс­ла и пред­на­зна­че­ния.Для че­го это все? Ну дру­гие идут, и мы идем. Не дай Бог быть ху­же ко­го-то!

По­ход на клад­би­ще имен­но в пас­халь­ные дни не име­ет смыс­ла. Цер­ковь для все­го уста­нав­ли­ва­ет свое вре­мя: вре­мя по­ми­нать усоп­ших, и вре­мя ра­до­вать­ся по­бе­де над смер­тью.

Пас­халь­ная сед­ми­ца ― это по­бе­да над смер­тью, и да­же в цер­ков­ном уста­ве ска­за­но, что ес­ли на пас­халь­ную сед­ми­цу вы­па­да­ет тре­тий, де­вя­тый или со­ро­ко­вой день пре­став­ле­ния усоп­ше­го, по­ми­на­ние пе­ре­но­сит­ся.

Мо­лит­ва, ми­ло­сты­ня, воз­дер­жа­ние от язы­че­ских обы­ча­ев ― вот это ос­нов­ное.

Су­ще­ству­ет тра­ди­ция – при­гла­шать на мо­ги­лы свя­щен­ни­ка

В се­лах, как пра­ви­ло, ни­кто ни­ку­да не спе­шит, свя­щен­ник со­вер­ша­ет об­щую па­ни­хи­ду, и мо­жет по­дой­ти к каж­дой мо­ги­лоч­ке, спеть «Со свя­ты­ми упо­кой» или от­слу­жить ли­тию. В го­ро­дах с этим слож­нее. Огром­ные клад­би­ща, и род­ствен­ни­ков за­ча­стую при­хо­дит­ся по ты­ся­че на свя­щен­ни­ка. Как быть?

В этом во­про­се скры­ва­ет­ся еще один нема­ло­важ­ный ню­анс по­ми­но­ве­ния усоп­ших. Ес­ли уж мы при­шли на клад­би­ще, глав­ное – чтобы серд­це бы­ло об­ра­ще­но к Бо­гу, и в нем зву­ча­ла мо­лит­ва. Но не долж­но быть тще­слав­но­го же­ла­ния, чтобы вот имен­но «к мо­ей мо­ги­лоч­ке» по­до­шел ба­тюш­ка, имен­но у мо­е­го род­ствен­ни­ка от­слу­жи­ли.

Бог не счи­та­ет мет­ры бли­зо­сти свя­щен­ни­ка до мо­ги­лы усоп­ше­го, и уж тем бо­лее Бог не со­чув­ству­ет на­ше­му тще­сла­вию. Ес­ли хо­чет­ся, чтобы имя по­чив­ше­го срод­ни­ка или близ­ко­го че­ло­ве­ка бы­ло воз­не­се­но в мо­лит­вах, для это­го есть Ли­тур­гия, осо­бые дни по­ми­но­ве­ния, есть и лич­ное чте­ние Псал­ты­ри ― все это боль­шое уте­ше­ние для душ усоп­ших.

Вспом­ни­те ис­то­рию Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, ко­гда на пас­халь­ное при­вет­ствие пре­по­доб­но­го Ди­о­ни­сия свя­тые от­цы, в пе­ще­рах по­чи­ва­ю­щие, от­ве­ти­ли «Во­ис­ти­ну Вос­кре­се!». По­че­му бы и нам, при­дя с мо­лит­вой на клад­би­ще, не ска­зать на­шим усоп­шим «Хри­стос Вос­кре­се!», про­чи­тать у мо­гил­ки Пас­халь­ный ка­нон, сти­хи­ры Пас­хи. Это дей­стви­тель­но ду­хов­ная ра­дость, ко­то­рой мы де­лим­ся с успо­ши­ми.

К во­про­су о «гроб­ках», «крас­ных гор­ках», «чер­ных неде­лях»

Эти дни не от­но­сят­ся к ка­те­го­рии об­ще­цер­ков­ных устав­ных по­ми­наль­ных дней, но обы­чай име­ет на­столь­ко ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, что стал прак­ти­че­ски по­все­мест­ным. Его си­ла ве­ли­ка чрез­мер­но, и его зна­че­ние в «на­род­ном со­зна­нии» по­рой пре­вос­хо­дит все обыч­ные ро­ди­тель­ские суб­бо­ты.

Се­го­дня Ра­до­ни­ца ста­но­вит­ся все ме­нее и ме­нее цер­ков­ной. На­про­тив: всё бо­лее на­пол­ня­ет­ся язы­че­ски­ми и про­сто про­ти­во­цер­ков­ны­ми обы­ча­я­ми и по­ня­ти­я­ми. Для боль­шин­ства Ра­до­ни­ца – ма­ло­по­нят­ный ри­ту­ал: ни­кто тол­ком не зна­ет, что оно озна­ча­ет, но на клад­би­ще идут прак­ти­че­ски все.

В на­ро­де его име­ну­ют «гроб­ка­ми», «крас­ной гор­кой», а са­му Ра­до­ни­цу «чер­ной неде­лей». Ре­гио­наль­ных осо­бен­но­стей пре­ве­ли­кое мно­же­ство, рав­но как и на­зва­ний по­ми­наль­ных дней ― «еже по обы­чаю».

Неосо­знан­ные обы­чаи

В со­цио­ло­гии 20-25 лет ― это по­ко­ле­ние. Со­вет­ское вре­мя «вы­би­ло» из цер­ков­ной тра­ди­ции це­лых три по­ко­ле­ния. Опре­де­лен­ные зна­ния мож­но бы­ло бы пе­ре­дать от ба­буш­ки к внуч­ке, но через три по­ко­ле­ния ― это ма­ло­ве­ро­ят­но. Пра­во­слав­ные тра­ди­ции ис­чез­ли, а что-то на­нос­ное оста­лось. И ко­гда со­вер­ша­ют­ся по­ми­на­ния, боль­шин­ство совре­мен­ни­ков вряд ли мо­жет чет­ко от­ве­тить, для че­го то или иное де­ла­ет­ся.

Вот, на­при­мер, вспом­ни­те обы­чай в се­ле, ко­гда несут гроб и оста­нав­ли­ва­ют­ся на пе­ре­крест­ках. Для че­го? Де­ло в том, что рань­ше во вре­мя несе­ния гро­ба с усоп­шим от до­ма к хра­му для от­пе­ва­ния на каж­дом пе­ре­крест­ке со­вер­ша­лась ли­тия, чи­та­лось Еван­ге­лие за упо­кой (во мно­гих мест­но­стях Укра­и­ны этот доб­рый обы­чай со­хра­нил­ся). Это очень хо­ро­шо, очень по­учи­тель­но, всё се­ло воль­но-неволь­но мо­лит­ся…

А в со­зна­нии боль­шин­ства лю­дей остал­ся лишь фраг­мент обы­чая: несут по­кой­ни­ка, на пе­ре­крест­ке оста­но­ви­лись, а для че­го – неве­до­мо. И та­ко­го очень мно­го.

Даль­ше. Да­же и в не очень ве­ру­ю­щих се­мьях в со­вет­ские вре­ме­на ста­вил­ся порт­рет по­кой­но­го, воз­ле ко­то­ро­го за­жи­га­лась све­ча. Хо­тя по ло­ги­ке ве­щей ― све­ча за­жи­га­лась пе­ред ико­ной. И та­ких при­ме­ров мас­са…

Да­же ми­ло­сты­ня пре­вра­ти­лась в ка­кой-то стран­ный ри­ту­ал раз­да­я­ния кон­фет: дет­ки на Ра­до­ни­цу хо­дят по клад­би­щу с ку­леч­ка­ми, а им го­ра­ми скла­ди­ру­ют кон­фе­ты, пе­че­нье, фрук­ты. При этом щед­рые «по­да­те­ли» ни на се­кун­ду не за­ду­мы­ва­ют­ся: за­чем это? Идея хо­ро­шая, это ж ми­ло­сты­ня! Но по боль­шо­му сче­ту это пре­вра­ти­лось в раз­вле­че­ние.

Что уж го­во­рить о бу­тыл­ках, со­би­ра­е­мых мест­ны­ми «тру­же­ни­ка­ми ты­ла» по­сле вы­пи­ва­ния остав­лен­ных на мо­гил­ках «ри­ту­аль­ных ста грам­мов»… Вы­хо­дит, мы соб­ствен­но­руч­но по­мо­га­ем па­да­ю­щим упасть?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *