Когда сходит благодатный огонь? Откуда он берется?

Каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Гроба Господня происходит чудо — схождение Благодатного огня

Схождение Благодатного огня — чудо, которое происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Гроба Господня. В этом году Светлое Воскресение Христово верующие будут праздновать 28 апреля.

В Великую субботу со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы «умыться» его благодатным светом и получить Божье благословение. Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий.

На протяжении многих сотен лет люди стараются понять, откуда берется Благодатный огонь. Верующие уверены, что это — настоящее чудо, Божий дар людям. Ученые с таким утверждением не согласны и пытаются найти объяснение данному феномену с научной точки зрения.

В субботу, 27 апреля, накануне Пасхи, весь православный мир с верой и надеждой ожидает великого чуда — схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Традиционно люди начинают собираться возле храма еще в Страстную пятницу вечером. И в субботу утром он уже заполнен так, что яблоку негде упасть. Те же, кому не удалось попасть внутрь, размещаются на площади и ближайшей к святыне территории. Само схождение Благодатного Огня обычно происходит в субботу днем — с 13 до 15 часов по местному времени.

Благодатный Огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова и является для верующих великой святыней. Явление, которое происходит раз в год в Иерусалиме, не имеет научного объяснения.

О схождении Огня на Гроб Господень известно еще с древних времен. Самое ранее описание происходящего перед Пасхой чуда датируется IV веком. И в те времена Благодатный Огонь, как и сейчас, сходил по молитвам епископа (Патриарха) Иерусалимского в Великую субботу.

В Евангельскую эпоху Святая Гробница была расположена на небольшой горе за стенами Иерусалима. Над ней возвышалась скала, названная Голгофой, на которой и был распят Христос. Внутри Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру с ложем — аркосалием. В IV веке святая равноапостольная Елена распорядилась воздвигнуть на месте Гробницы базилику. Позже базилика несколько раз перестраивалась, была разрушена в 614 году, а затем восстановлена и сейчас известна как храм Гроба Господня.

Сегодня храм Гроба Господня — это большой архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом распятия, ротонду, в центре которой находится небольшая часовня Гроба Господня (она называется Кувуклией, что означает «царская спальня»), Кафоликон — Соборный храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимских, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой Равноапостольной Елены… Есть здесь также несколько пристроек и галерей. Причем разными частями комплекса распоряжаются несколько христианских конфессий. Однако главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафоликон принадлежат Иерусалимской православной церкви. Она же руководит службами в храме Гроба Господня.

Итак, в Великую субботу рано утром традиционно начинается церемония, которая называется «литания». Прежде всего Кувуклию осматривают и опечатывают. В храме проходят торжественные процессии армянского, коптского и сирийского духовенства. Их сопровождают «каввасы» — стражники в турецкой форме (с давних времен таких солдат нанимали для охраны христианских процессий). Проходя сквозь толпу, каввасы стучат палками о каменные плиты. А паломники скандируют «Аксиос!» (в переводе с греческого — «достоин») и молятся, прося Бога ниспослать им Благодатный Огонь. При этом наиболее заметна в толпе арабская православная молодежь. Парни взбираются друг другу на плечи, бьют в барабаны, поют и радостно выкрикивают: «Нет веры, кроме веры православной, Христос — истинный Бог!»

В полдень начинается главный крестный ход к Гробу Господню, возглавляемый Иерусалимским Патриархом. Он завершается у входа в Кувуклию. В часовню вносят большую лампаду, в которой должен загореться огонь, и 33 свечи — по числу лет земной жизни Иисуса. Такое же количество свечей в руках верующих, стоящих вокруг Кувуклии.

Затем Патриарх показывает, что при нем нет спичек или других средств получения огня, и входит в Кувуклию в одном полотняном подряснике. Двери за ним закрывают и снова опечатывают. Теперь все молятся и с благоговением и некоторым страхом ожидают чуда Господня. Люди волнуются, зная, что может предвещать оставшаяся без ответа молитва. Считается, что в тот год, когда Благодатный Огонь не сойдет, наступит конец света.

Напряженное ожидание может длиться и пару минут, и несколько часов. Как только Огонь вспыхивает, Патриарх передает зажженные свечи наружу через окошки Кувуклии. Паломники, стоящие в первых рядах, зажигают от него свои свечи и тут же делятся пламенем с соседями. По свидетельствам очевидцев, в первые минуты Огонь не обжигает, поэтому верующие с благоговением «умываются» священным пламенем, поднося его близко к лицу.

Откуда берется благодатный огонь: гипотезы ученых

Ученые говорят о ряде методов добывания Благодатного огня в храмах, известных еще с глубокой древности

В великую субботу, предваряющую праздник Светлого Христова Воскресения, десятки тысяч паломников стекаются в Иерусалим к Храму Гроба Господня, чтобы присутствовать при сошествии Благодатного огня.

Искреннее чувство веры в душах людей придает сошествию этого огня особый, сакральный смысл, свидетельствует о торжестве добра над злом, святости над грехом, жизни над смертью.

Однако ненасильственные материалисты — ученые — вот уже не один десяток лет стараются объяснить это действо с научной точки зрения. Для них больше работает не формула чуда, а старое, как мир, убеждение, что из ничего нельзя получить что-то, в том числе и огонь.

Специалисты утверждают, существует целый ряд методов, как химических, так и физических, применявшихся в храмах различных конфессий, которые обеспечивают процесс чудесного возгорания.

Самый простой метод, использовавшийся служителями культа в течение последних трехсот лет — смешивание концентрированной серной кислоты с порошком марганцовки. При тщательном смешивании получается что-то вроде кашицы, которую держат в стеклянном сосуде. Часть этой кашицы деревянной, керамической или стеклянной палочкой наносится на любой из горячих объектов: это может быть лист бумаги, кусок ваты или натуральной ткани, тонкая лучина. При соприкосновении с ними объект немедленно воспламеняется.

Раздача благодатного огня во время пасхального богослужения

Есть у химиков еще одна научно-обоснованная ими гипотеза сошествия Благодатного огня и того, почему он горит, но не обжигает в первые минуты после сошествия. Специалисты утверждают, что при смешивании борной кислоты с этиловым спиртом и каплей концентрированной серной кислоты получается горючая смесь, помещаемая под участок купола, невидимый человеческому глазу. К сосуду, помещенному таким образом, подводится тонкая льняная нить, пропитанная горючим раствором, другой конец которой  также невидим для паломников. При поджигании нити, раствор под куполом вспыхивает в считанные секунды, а чудо того, что огонь не обжигает в первые минуты, химики объясняют тем, что горящий эфир борной кислоты, действительно, не обжигает, так как процесс сжигания этого химического элемента происходит на низкой температуре. Когда эфир борной кислоты выгорает, за ним горит этиловый спирт, который, естественно, уже начинает обжигать.

Конечно, можно рассматривать долго и другие методы возникновения огня, использование параболоидных оптических линз и пучка солнечных лучей, проходящего через них и воспламеняющего, к примеру, лист бумаги или хлопчатой ткани.

Однако в праздник Светлой Пасхи Христовой всем так хочется верить в чудо, в добро, поделиться светом своей души с близкими, протянуть руку помощи нуждающемуся, что рациональное отходит на второй план. Люди больше руководствуются душевными чувствами, светлой верой в Спасителя, в его торжество и Воскресение. И это — замечательно!

История

Считается, что первым свидетелем чуда схождения Благодатного огня стал апостол Петр. По преданию, он узнал о Воскрешении Христа и отправился к его гробнице. На месте, где лежало тело Спасителя, апостол увидел неземной свет, освещающий Гроб Господень.

О явлении божественного света письменные источники упоминают с IV века, в том числе католические и мусульманские авторы. В XII веке говорит о чуде схождения Благодатного огня и первый паломник, оставивший описание Святой Земли на русском языке, игумен Даниил. «Вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого», — пишет монах.

Церковную службу в Иерусалиме, на которой к верующим сходит Благодатный огонь, миллионы раз описывали многочисленные очевидцы. Рассказывали они и о чудесах, которые, помимо собственно появления небесного огня, происходят на церемонии. Так, по некоторым свидетельствам, у верующих в храме и даже за его пределами на улице сами собой загорались свечи, на стенах в разных местах появлялись яркие всполохи, сверкали молнии. Что же касается самого пламени, то в первые минуты после появления оно не обжигает — огонь можно держать в руках, многие даже символически «умываются» им.

Вместе с тем, божественное происхождение огня много раз пытались оспорить и объяснить с точки зрения физики. Но на все доводы скептиков верующими приводятся контраргументы. Кстати, температуру Благодатного огня даже измеряли несколько раз — чтобы понять, почему он поначалу не обжигает. Выяснилось, что сразу после возникновения температура у пламени — 40 градусов по Цельсию, а уже через 15 минут — за 300 градусов. Научного толкования этому явлению пока не нашлось.

Когда и где сходит

Чудо сошествия Благодатного огня происходит в самом известном храме Иерусалима, Храме Воскресения Христова, или Гроба Господня. Считается, что он построен именно на месте погребения и последующего воскрешения Спасителя. Главный алтарь храма представляет собой мраморную часовню — Кувуклию. Она возведена над пещерой, где как раз и лежало тело Иисуса.

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме происходит в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Сколько именно придется ждать сошествия Благодатного огня, не в силах сказать никто — это может быть и пять минут, и несколько часов.

В этом году православная Пасха выпадает на 28 апреля. Значит, Великая суббота придется на 27-е число, именно в этот день в Иерусалиме и произойдет схождение Благодатного огня.

Церемония

Участие в службе принимают священники нескольких православных конфессий: Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, Коптской и Сирийской церквей. Возглавляет литанию (богослужение) Иерусалимский Патриарх. Начинается она с Крестного хода, иерархи движутся к Кувуклии через все знаковые места храма, ее саму обходят трижды. Накануне Кувуклию проверяют и запечатывают — и, что интересно, ключи от нее хранятся в мусульманской семье.

Внутрь заходят Иерусалимский Патриарх и Армянский Архимандрит. Причем оба у порога разоблачаются от одеяний и остаются только в одних подрясниках. Это делается для того, чтобы все присутствующие могли убедиться — они не имеют при себе спичек или зажигалки, одним словом, ничего, что могло бы зажечь огонь. Когда они оказываются в гробнице, дверь в нее запечатывают — с этого момента начинается всеобщая молитва о даровании Благодатного огня.

К самому Гробу Господню подходит только Иерусалимский Патриарх, он один всегда остается свидетелем самого момента сошествия огня. Армянский Архимандрит все время молитвы остается в Пределе Ангела, за стеной.

В гробнице находится лампада и 33 свечи (по числу лет земной жизни Христа). Из Кувуклии патриарх Иерусалима выносит их уже горящими. Присутствующие в храме передают Благодатный огонь друг другу, зажигают от него свои свечи и лампады. В разные страны частицу святыни привозят специальные авиарейсами, и в аэропортах огонь из Иерусалима встречают целые делегации верующих.

Можно ли попасть на службу схождения Благодатного огня паломникам

Храм Гроба Господня вмещает в себя десять тысяч человек, однако желающих увидеть чудо своими глазами или хотя бы присутствовать рядом с ним, конечно, намного больше. Во время службы в Великую субботу народ собирается и на площади перед Храмом, и на соседних улицах.

Меры по обеспечению безопасности Крестного хода и верующих иерусалимская полиция начинает принимать еще в пятницу: постепенно перекрываются улицы, вводят ограничения на движение. Никаких «билетов» на службу купить, естественно, нельзя. Вход в Старый город строго контролируется, чтобы не допустить давки, на пути к святыне установлены несколько кордонов. Попасть в сам храм можно главным образом в составе делегаций от стран или вместе с официальной паломнической группой по специальному заранее заказанному пропуску.

В Россию много лет Благодатный огонь привозит Фонд Андрея Первозванного. Глава его Попечительского совета Владимир Якунин доставляет лампаду в храм Христа Спасителя, где служит в праздничную ночь Патриарх Кирилл. А все желающие могут встретить в субботу вечером огонь во «Внуково» или забрать его частицу в течение недели в московском офисе Фонда Андрея Первозванного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *